6/19 декабря. ИКОНА ДНЯ. СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА(ок. 345)
Святой Николай Чудотворец. Иконография
Основные иконографические образы Святителя Николая
1. Тип изображения «Поясной». (см. фото 2 и 3)
Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор - широкую длинную полосу материи с изображением крестов - знак архиерейской власти. Омофор символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых ему для этого.
Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой – в знак почтения к Божественным Словам.
Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.
Фото 2. Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция
Фото 3. Никола Липный. Иконописец Алекса Петров. Новгород., 1294 г.
2. Тип изображения «Ростовой»
В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ. (см. фото 4)
Фото 4. Святитель Николай «Зарайский». 15-16 в. Каргополь
Другой тип ростового изображения Святителя Николая – «Никола Можайский». Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке. (см. фото 5)
Фото 5. Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский).
3. Тип изображения «Оплечный»
Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам, так как Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день — 6 декабря 1533 года — и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.
Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону. (см. фото 6)
Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.
Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
4. «Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»
В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.
Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.
История еще одного чудотворного образа Святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищенский». Круглые иконы встречаются редко. Imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. (см. фото 1)
5. Тип изображения «Житийные иконы»
Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например , чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.
Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни». (см. фото 7)
Фото 7. Святой Николай, с 16 клеймами жития. 16 век. Ростовская школа
Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением - они объединены темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась - существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря. (см. фото 8)
Фото 8. Никола Великорецкий, 16 век. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах (новгородская икона 1551—1552 г. из ЦМиАР). Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной Церкви. (см. фото 9)
Фото 9. Святой Николай, 16 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
----------------------------
Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.
Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу - по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости. (см. фото 10)
Фото 10. Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца.
Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.
Максимова Анна, 1 курс ИО
Подробнее: http://www.icons.spbda.ru/content/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
#НиколайЧудотворец #СвятительНиколай #НиколайУгодник #иконы #икона #иконография