Мученик Вонифатий: «Велик Бог! Велик Христос!» Валерия Михайлова День памяти – 1 января Когда-то день 1 января был рядовым днем Рождественского поста. Но в 1918 году большевики перевели страну на григорианский календарь, как бы разделив «светское» и «церковное» время (Церковь-то продолжала жить по юлианскому календарю). Было сделано все, чтобы превратить Новый год в ярчайшее событие, всенародное гуляние, затмевающее собой такое близкое по времени Рождество. А как гуляет наш народ? Широко гуляет! Народ радуется грядущему празднику, сметает спиртное с прилавков, а врачи и спасатели хватаются за головы, готовясь к 1 января как к национальной катастрофе. Дню, в который количество несчастных случаев и аварий, совершенных людьми в нетрезвом состоянии, будет на порядок больше, чем обычно. Вот интересно, что это за день по православному календарю? Удивительная вещь: на 1 января по новому стилю приходится день памяти мученика Вонифатия: свято- го, которому молятся об избавлении от пьянства, которому – будем говорить от- кровенно – подвержен в той или иной степени почти весь наш народ, особенно в этот день. И вот, «благодаря» большевикам, день памяти этого святого совпал с первым днем Нового года! Случайность? У Бога случайностей не бывает. Может быть, живи Вонифатий сегодня, за образ жизни никто бы его особенно и не осуждал. Да, любил молодой человек погулять, повеселиться, вина выпить, чтобы кровь взыграла. Да, жил, как бы сейчас сказали, «гражданским браком» со своей возлюбленной – Аглаидой, девушкой неглупой и красивой. Правда, тайно, потому что слишком разнились их социальные статусы: знатная римлянка и раб, ее домоуправитель. Незамужняя Аглаида влюбилась в своего красивого слугу, и он отвечал хозяйке взаимностью. Их история любви могла бы остаться сюжетом для дешевой мыльной оперы, а стала героической сагой. Началось все с того, что этих молодых людей мучила совесть... Рим, вторая половина III века нашей эры. Вонифатий и Аглаида живут, наслаждаясь друг другом и жизнью. Может, само рабское состояние, а может, врожденные качества располагали юношу жалеть людей, помогать им – не был он надменным повесой без гроша за душой. И Аглаида, как и Вонифатий, терзалась от чувства неправды своей жизни, молилась, но что поделаешь – страсть была сильнее. Неизвестно, от кого услышала Аглаида рассказ о мучениках, которых в то страшное время было очень много – III век, гонения на христиан императора Диоклетиана. Римлянка захотела привезти мощи мученика, чтобы построить домовую церковь у себя в имении, с почетом их там положив. О чем мечтала Аглаида? Наверное, о том, что они с Вонифатием заживут честной, добродетельной жизнью, «с чистого листа», а святой мученик будем им помощником, наставником на этом пути. Аглаида стала снаряжать в дорогу своего раба Вонифатия. Дала ему денег на выкуп мощей, снарядила нескольких сопровождающих и послала в Малую Азию. Уже выходя на дорогу, Вонифатий обернулся и бросил возлюбленной, как казалось, в шутку: «А что, если я не сумею найти тело мученика? Может, тебе привезут тогда мое тело, замученное за Христа – примешь ли его?» Аглаида упрекнула шутника и напом- нила ему, что цель его поездки не терпит насмешничества. Этот упрек вспоминался Вонифатию в дороге. Юноша решил поститься, не пить такого привычного ему вина, молиться перед предприятием, которое – права Аглаида! – слишком серьезное, чтобы относиться к нему легкомысленно. В киликийском городе Тарсе Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам отправился на городскую площадь. Там тво- рилось обычное для того времени дело: казнь «государственных изменников» – людей, не желающих признавать римских богов. Мучения, каким подвергали этих людей, были страшные, изощренные. Но, должно быть, гораздо больше молодого раба поразило другое: мученики не сыпали проклятиями, не молили о пощаде, а их лица светились каким-то неземным светом. Пораженный Вонифатий стал ходить от одного мученика к другому, плакал, обнимал страдальцев, целовал их ноги, просил их молитв. Схваченный судией, который руководил этими зверствами, Вонифатий просто сказал: «Я христианин». Юношу связали, подвесили вниз головой и зверски избили. Потом вонзали острые иглы ему под ногти – страшный прием, который столетия спустя использовался в нашей стране в застенках НКВД. «Велик Бог! Велик Христос!» – только и говорил мученик на все попытки заставить его исповедать язычество. Когда Вонифатия продолжили пытать, случилось чудо: пытки перестали вредить ему! Поднялся мятеж, судья испугался и на следующий день отдал приказ отрубить юноше голову. Спутники Вонифатия выкупили за большие деньги останки мученика и привезли их в Рим. Брошенное в шутку слово оказалось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужителя нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся – своими мощами. Аглаида построила храм, в котором поместила тело мученика – и от его мощей люди стали исцеляться. А сама знатная римлянка раздала свое богатое имение нуждающимся и отреклась от мира. Ее жизнь закончилась через 18 лет молитв и праведной жизни. Говорят, что похоронили их рядом – Аглаиду и Вонифатия, госпожу и раба, обычных, подверженных пагубным привычкам и страстям людей, стяжавших святость; любовников, ставших монахиней и мучеником Христовым. Мы обращаемся к святому мученику Вонифатию за помощью в избавлении от греха пьянства. «Усиленно праздновать» Новый год в день его памяти – значит, закрывать глаза и затыкать уши, отворачиваясь от знамения, так явно данного нам Богом. www.pravmir.ru Портал «Православие и мир»